В качестве иллюстрации приведем результаты кластеризации данных по голосованиям в ООН в 1969-1970гг. В данном примере анализировались голосования по 14 резолюциям для 19 стран. Сеть, производившая кластеризацию стран по степени схожести их голосований, состоит из нейронов, состояния которых представляют картину голосования одного из участников по отобранным 14 резолюциям (да и нет соотносились с бинарными состояниями нейронов). Этой сети предъявлялись результаты голосований 19 стран - членов ООН, которые сформировали матрицу связей сети по правилу Хебба. Результаты категоризации входных векторов (а тем самым - и соответствующих стран), этой нейронной приведены в таблице:
США | 0 | Югославия | 2 | Болгария | 4 | ??? | 0 |
Новая Зеландия | 2 | Кения | 2 | СССР | 5 | ||
Великобритания | 3 | ОАР | 2 | Сирия | 6 | ||
Албания | 4 | Дагомея | 9 | Танзания | 7 | ||
Бразилия | 5 | Сенегал | 9 | ||||
Норвегия | 5 | ||||||
Мексика | 6 | ||||||
Швеция | 7 | ||||||
Венесуэла | 8 | ||||||
Франция | 9 |
Все используемые при обучении страны разделились на три легко интерпретируемых класса (условно: "капиталистические", "неприсоединившиеся" и "социалистические"), то есть кодирующие их голосования векторы-состояния эволюционируют к одному из трех стационарных состояний (локально наилучших версий прототипа "страна - член ООН"). Хэммингово расстояние от соответствующих состояний до притягивающих их аттракторов приведено в колонках "ранг".
У сети, однако, имеется и четвертое стационарное состояние, не притягивающее ни один из 19 образов, используемых при построении матрицы связей сети. Это состояние может рассматриваться как описывающее совершенно новую группу стран, в которую не входят ни одна из рассматриваемых. Мы можем описать эту группу, изучив вид соответствующего аттрактора - центра пустого четвертого класса. Действительно, такое изучение легко выявляет тот факт, что представители этого нового класса должны были бы иметь по сравнению с учтенными странами совершенно особое мнение при голосовании по корейскому вопросу. Учитывая то, что ни Южная, ни Северная Корея до сих пор не представлены в ООН, интерпретация этого класса является прозрачной. Очевидно, что подобный подход может использоваться при анализе экономических, социологических, демографических и других данных. В частности он может использоваться для поиска новых потенциальных и свободных мест на рынках, в политическом спектре и пр.