Pinnacle Studio 9

         

Расшифровка параметров сжатия


В главе 12 мы рассмотрели процесс создания и записи DVD-проекта, а в главе 13 -запись вашего фильма на ленту. Здесь мы обсудим вопрос создания цифровых файлов непосредственно на жестком диске компьютера. Такие файлы можно записать на CD- или DVD-диск, переслать по электронной почте или поместить на сайт. В этой главе мы познакомимся с еще тремя параметрами панели вывода проекта (рис. 14.1): AVI, MPEG и Поток (Stream).

Рис. 14.1. Вывод в цифровые форматы (AVI, MPEG, потоковое видео) начинается с щелчка мышью по соответствующей кнопке в окне Вывод фильма

Выбор подходящего формата довольно прост. Если вы выводите фильм для последующего его воспроизведения с жесткого диска или для записи на компакт-диск, выбирайте MPEG. Этот формат вытеснил AVI-файлы в качестве средства распространения видео. Если же вы хотите использовать видео в Internet - опубликовать его на сайте или послать по электронной почте, используйте потоковый формат.
В данной главе мы рассматриваем компакт-диски и DVD-диски как устройства хранения любой информации, а не в качестве специальных форматов хранения цифрового аудио и видео, которые воспроизводятся на соответствующих устройствах. То есть, если вы хотите узнать, как записать MPEG-файл на компакт-диск или DVD-диск, чтобы ваш друг мог посмотреть его на своем компьютере, то вы
читаете нужную главу. Если же вы собираетесь создать диск, который можно просматривать на DVD-плеере, подключенном к телевизору, обратитесь к главе 12. Прежде чем приступать к кодированию видео, давайте познакомимся с теми параметрами, которые вы можете указать для этого процесса.

Разрешение видео. Этот параметр означает количество пикселей по горизонтали и вертикали в одном кадре видео. DV-bh-део имеет разрешение 720 пикселей по горизонтали и 480 пикселей по вертикали (720x480). Для того чтобы сохранить наилучшее качество во время редактирования, следует переносить DV-видео на компьютер именно с этим разрешением, а при распространении уже готового проекта можно его уменьшить. Как мы видим в табл. 14.1, единственным исключением является формат MPEG-2, в котором кодирование также осуществляется с разрешением 720x480.
Почему мы вынуждены уменьшать разрешение, переходя от одного формата к другому? Как правило, когда мы сжимаем видео с меньшей плотностью данных, кадры будут выглядеть лучше, если их разрешение будет меньшим. Вот почему большинство видеофильмов в Internet имеют разрешение 320x240 или ниже, особенно те, что предназначены для передачи по модемным соединениям.

Таблица 14.1. Распространенные форматы сжатия

Технология

Разрешение
( пиксели )

Плотность данных
( Кбит / с )

Частота кадров
(кадры в секунду)

MPEG-2

720x480

4000-8000

29,97

MPEG-1

320x240

1150-2400

29,97

AVI - кодеки

320x240

1600-2400

15

Windows Media

160x120 и 320x240

22-500

8-30

RealVideo

160x120 и 320x240

22-500

8-30

В разделах, посвященных каждой технологии сжатия, я объясню, какие разрешения следует использовать и когда именно. Впрочем, можно вывести одно общее правило. Если видеофильм предназначен для просмотра на компьютере, его размерность должна быть 4:3 - такая же, как мы задавали при захвате статических изображений. Если же видеофильм будет демонстрироваться по телевизору, используйте разрешение 720x480 или же размерность 4:2,66.
Как правило, Studio дает возможность без проблем указать нужное разрешение, за одним исключением: формат Windows Media использует разрешение 176x144 для файлов с низкой плотностью данных, что может выразиться в искажении видео. Далее мы рассмотрим, как этого избежать.
Плотность данных. Этот параметр обозначает количество данных в видеофрагменте определенной длительности, обычно в одну секунду. Как показано в табл. 14.1, файлы формата MPEG-2 имеют плотность данных от 4000 до 8000 Кбит/с, в то время как у некоторых потоковых форматов, например Real и Windows Media, этот параметр составляет всего 22 Кбит/с.
Самым главным фактором при определении нужной частоты дискретизации является скорость того устройства, с которого воспроизводится видеофильм. Если скорость устройства оказывается недостаточной, воспроизведение будет постоянно прерываться - что мы часто наблюдаем у видеофильмов в Internet.
Например, DVD-плееры могут считывать информацию со скоростью более 10 Мбит/с, что дает нам солидное преимущество, поскольку плотность данных в DVD-фильме обычно составляет 4-8 Мбит/с.
Если же вы выходите в Internet по модему 28,8 Кбод, то реальная скорость соединения может оказаться в районе 22 Кбит/с, что потребует видео с очень низкой плотностью данных. Форматы Microsoft Windows Media и RealVideo дают возможность варьировать плотность данных, пользуясь одним из заранее созданных наборов настроек для соединений различных типов (модемы, локальные сети, выделенная линия).
Частота кадров. Частота кадров - число кадров, которые отображаются в одну секунду при воспроизведении видеофайла. Для форматов MPEG-1 и MPEG-2 этот параметр равен 29,97, причем Studio не позволит его изменять. В потоковых фор матах частота кадров выбирается динамически, в зависимости от канала передачи (модемное соединение, широкополосная сеть) и содержания видеофайла, поэтому задать частоту кадров для них также не получится.
Таким образом, единственным форматом, для которого вы можете указать частоту кадров, является AVI. Как правило, кодирование в AVI осуществляется для просмотра файлов на старых компьютерах, именно поэтому я указал в табл. 14.1 частоту 15 кадров в секунду. Если же компьютер, на котором планируется просмотр видеофайла, Pentium II или более мощный, MPEG-1 будет лучшим выбором. После столь длительного пролога давайте перейдем к практике.

Обзор форматов сжатия

Современные технологии сжатия весьма сложны, но суть их проста: видеофайлы имеют чрезвычайно большие размеры, поэтому при помощи специальных алгоритмов сжатия (кодеков) их размер уменьшается. Видео в формате DV - первозданной красоты и качества, но одна его секунда занимает 3,6 Мб, то есть на компакт-диск емкостью 700 Мб поместится всего лишь три минуты. Более высокие степени сжатия видеоинформации дают возможность помещать видеофильмы на имеющиеся сейчас носители и свободно их распространять. Вот почему сжатие видео имеет столь большое значение.
Когда в 1994 году цифровое видео стали распространять на дисках, в распоряжении пользователей имелись лишь CD-диски. Использовались они на компьютерах 80386 и Pentium в приводах со скоростью IX, то есть такие приводы могли считывать данные со скоростью 150 Кб/с или максимальной скоростью 300 Кб/с. Единственными доступными тогда кодеками были Cinepak и Indeo, которые приносили в жертву качество картинки, чтобы достичь частоты 15 кадров в секунду, при которой видео действительно походило на видео.
В то время уже была доступна технология MPEG-1, предлагавшая значительно лучшее качество картинки, но компьютеры тех лет были слишком слабыми, чтобы воспроизводить файлы такого формата без специальных устройств. Возможно, поэтому данная технология так и не стала широко популярной. Для современных компьютеров воспроизведение MPEG-1 является детской задачкой, кроме того, компании Microsoft и Apple включают программы для воспроизведения MPEG-1 в свои операционные системы. Так как MPEG-1 позволяет достичь более высокого качества, чем любые AVI-кодеки и, кроме того, понимается большинством существующих компьютеров, AVI-файлы как формат распространения видео потеряли свою актуальность.
Однако AVI-формат по-прежнему широко используется в качестве формата захвата и редактирования видео. Studio, равно как и многие другие программы для Windows, использует его при захвате DV-видео. Тем не менее для распростране-, ния видеофильмов в настоящее время лучше всего подходит формат MPEG.

MPEG-1 против MPEG-2

Итак, что же использовать - MPEG-1 или MPEG-2? К достоинствам MPEG-2 можно отнести высокое разрешение (720x480 против 320x240 у MPEG-1) и лучшее качество, но файлы в этом формате занимают примерно в четыре раза больше места, чем файлы MPEG-1. Более того, плееры MPEG-1 с конца 90-х годов включаются в состав операционных систем Windows и Macintosh совершенно бесплатно, в то время как за программу-плеер MPEG-2 вам придется заплатить от 10 до 20 долларов.
Конечно, это не такие большие деньги, но зато плееры MPEG-1 есть у всех, и вы можете быть уверены, что ваш друг сможет просмотреть файл в этом формате, а в случае с MPEG-2 такой уверенности нет. Значит, если вы отправляете компакт-диск зрителям, у которых наверняка есть плеер MPEG-2, и ваш фильм помещается на этот диск, используйте формат MPEG-2. Если же ваш видеофильм предназначен для широкой публики, и вы не уверены в том, что у всех потенциальных зрителей есть плеер MPEG-2, лучше воспользоваться форматом MPEG-1.

Потоковые технологии

Потоковые технологии представляют собой современные кодеки, которые обеспечивают значительно лучшее качество, чем их предшественники, но при этом гораздо сильнее сжимают видеофайлы. Это идеальный вариант для видеофильма, отправляемого по электронной почте или транслируемого в Internet. В качестве примера приведем технологии Windows Media и Real. Они обе бесплатные (вы можете получить программу-плеер и инструментарий для работы с этими форматами), и различия в качестве у них минимальные.


Содержание раздела